Хлеб

Хлеб

Хлеб в религиозных традициях

Хлеб играет важную роль во многих религиозных традициях, символизируя благодарность Богу, общность с ближними и поддержку нуждающихся.

В христианстве, хлеб ассоциируется с телом Христа и еженедельной причащением, которая напоминает о жертве, совершенной Иисусом для искупления грехов людей.

В иудаизме, хлеб — это challah, знак единства и благословения Шаббата. У каждой семьи есть свое традиционное блюдо, которые они едят вместе в шаббатный день

В честь первых хлебов, которые были принесены в храм, вспоминают о важности благодарности и сопричастности с другими

В исламе, хлеб символизирует благодарность Аллаху, который дает хлебе жизнь и питание. Хлеб является одним из элементов фастинга, когда в течение дня не едят и не пьют, чтобы помочь приблизиться к Аллаху и признаться в своих грехах.

Хлеб является необходимым ресурсом и благодарность Богу за его дары распространена во многих религиях и культурах по всему миру.

Святой хлеб в православной церкви.(Оглавление статьи.)

Просфора — специально выпеченный, для обряда в русской православной церкви, хлеб.

Православная церковь восточных славян печет специальный хлеб для своих ритуалов. Один из ритуалов православной церкви, где используется хлеб, это таинство Святого Причастия ( Евхаристия). Этот хлеб называется просфора. Просфора — хлеб из пшеничной муки, специальной формы, украшенный христианской символикой. Перед таинством этот хлеб освящается.

По народным поверьям освященные просфоры взятые из церкви в дни больших церковных праздников обладают большой целительной силой. Часто такие просфоры хранили на случай болезни кого либо из семьи.

Ко дню Вознесения Господня — Пасхе в православной церкви выпекают специальный хлеб — артос. Это большой цилиндрический хлеб, украшенный изображением сюжета Вознесения Господня. Артос освящается в день Пасхи. Этот хлеб принимает участие в Пасхальных богослужениях, после которых раздается прихожанам. По поверью считается что частицы артоса обладают целительной силой.

Символика хлеба, используемого православной церковью для своих таинств и богослужения, очень многогранна и глубока. Интересующихся я отправляю к компетентным источникам.

Уважение к хлебу на Руси

Отношение к хлебу на Руси было почтительным и строгим, неписаные правила поведения были продиктованы не столько этикетом,
сколько сформировавшимися традициями предающимися столетиями из поколения в поколение.
Соблюдая свод «хлебных правил» человек гарантировал себе процветание и достаток, размеренное, гармоничное течение жизни и прибавление в семействе.
Хлеб у славян имел особый юридический статус, способствовал налаживанию отношений в семье и обществе,
выступал в роли своеобразной печати в договорах, спорах и обрядах.
Хлеб являлся не только главным продуктом питания но и эффективным
природным средством
от ожирения, нервных, сердечных и онкологических заболеваний.

На Руси не разрешалось ломать хлеб, отломанный кусок подавали только нищим, но не себе, иначе говорили жизнь будет ломаная, как у нищего попрошайки.
Смеяться над хлебом считалось большим грехом, а небрежное отношение даже с крошками могло привести к нехватке денег и голоду.
Оставить надкусанным кусок хлеба грозило потерей счастья и силы, запрещалось отрезать новый ломоть не доев первого.
Никогда буханку не клали на голый стол без скатерти, а тем более коркой вниз, это считалось святотатством.
С хлебом провожали на фронт и встречали с войны. Поминки также не обходились без хлеба, которым поминали усопшего.

Другого более значимого символа в жизни славян, чем хлебушек просто не существует.
Ценить и уважать хлеб нас учили с самого детства, в семье, детском саду, школе.
В нашем сознании наряду с такими благородными понятиями как Мать, Отец, Родина, Жизнь, всегда будет присутствовать
уважение и любовь к хлебу.

Пост

Пост — неотъемлемая часть символики пищи. «Не хлебом единым жив человек» — сказал Христос в Нагорной проповеди.

Воздержание от пищи обычно объясняется не физиологической целесообразностью, а символическим смыслом.

Посты разделяются на строгие (исключающие любые жиры животного происхождения и даже тонизирующие продукты, например кофе, чай, сахар) и не строгие.

Пост символизирует решительность человека приступить к духовной работе. Известны «Великие постники», подвижники церкви (и не только христианской), которые этим воздержанием добивались духовных даров.

В христианстве постными днями являются среда и пятница. В эти дни христиане вспоминают о предательстве Иуды Искариота (в среду) и о распятии Христа (в пятницу).

Особенное суровое воздержание предписано в Страстную Пятницу (на последней неделе накануне Пасхи, Воскресения Христова).

В христианстве, кроме того, существуют постоянные, не привязанные к дням недели посты.

Особо строгими являются однодневные посты, например, пост в день, когда церковь вспоминает об усекновении головы Иоанна Предтечи (11 сентября).

Кроме того, выделяются посты сочельников: дней, предшествующих Рождеству Христову (7 января) и Крещению (19 января). В канун этих дней не садятся за стол до появления первой звезды.

Это объясняется тем, что на Ближнем Востоке, откуда к нам пришла эта традиция, день отсчитывается с вечера. В Библии читаем: «И был вечер, и было утро, день четвертый…»

Чудо как знак

Своим ученикам Господь говорит, чтобы они остались одни и отдохнули, «ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда» (Мк.:6:31). И Сам Он один отправляется на лодке в пустынное место. Но люди, ища Господа, устремились за Ним, и Христос, увидев это, «сжалился над ними», – потому что они были «как овцы, не имеющие пастыря», и учил их, а больных исцелил. Когда же день приблизился к вечеру, то прежде, чем отпустить людей по домам, Господь еще и накормил всех, совершив для этого чудо. Двумя рыбками и пятью хлебами, которые нашлись у одного мальчика, Господь накормил тысячи человек так, что «ели все и насытились».
А чтобы совершенное Им не показалось видением или тем, что в современном мире называется гипнозом, велел ученикам набрать еще двенадцать коробов остатков. (Отметим символику числа двенадцать – это число народа Божьего, число патриархов и число судей Израиля, и это число Церкви, куда первыми вошли двенадцать апостолов). Матфей уточняет, что «евших было около пяти тысяч человек», и добавляет: «не считая женщин и детей». Эти слова, которые могут показаться современному читателю странными, были вполне уместны для Матфея, воспитанного в традициях Ветхого Завета, который, исчисляя народ (книга Чисел), не учитывает ни детей, ни женщин.

Совершая это чудо, Господь, по слову евангелиста, «воззрел на небо» и, прежде чем дать хлеб ученикам, благословил и преломил его. И «преломлением хлеба» книга Деяний и апостольские послания называют Евхаристию – Таинство причащения. И совершенное Господом чудо преломления хлебов мы воспринимаем не только как проявление Его заботы о людях: для нас это «знамение» – знак: это символ и прообраз Евхаристии. Такое понимание подтверждает и то апостольское зачало, которое Церковь избрала предшествовать евангельскому чтению о хлебах. В нем апостол Павел говорит о богообщении, которое открывается нам в Церкви, в таинстве причащения: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? (1 Кор.:10:16).

Перепекание ребенка.((Оглавление статьи.)

Ритуал перепекания ребенка вплотную граничит с культом хлеба. Этот ритуал как бы повторяет процесс выпекания хлеба. (См. ст. магия восточных славян) Мать сажала больного ребенка на хлебную лопату и засовывала его в печь, как бы имитирую процесс выпечки хлеба. Часто это происходило непосредственно после выпечки хлеба. Иногда ребенка обмазывали тестом. В некоторых местностях перепекали не только больных детей, но вообще всех.

В данном обряде должна была работать магия подобия. С одной стороны печь воспринималась как окно в тот мир и ребенок, при вынимании его из печи, как бы заново рождался, с другой стороны будущий хлеб попадал в печь в виде теста, а выходил оттуда в виде Божьего дара — румяного сытного хлеба. Так и ребенок должен был попасть в печь «сырым» (больным) а выйти румяным и здоровым, его хворь должна была пропасть в жаре печи.

Хлеб как символ общности и гостеприимства

«Без хлеба – смерть, без соли — смех»

Повседневная трапеза, подобно жертвоприношению, — обращение к Всевышнему, беседа с Богом. Отсюда не только почтительное и трепетное отношение к пище, но и ее сакрализация. Для охотника священна туша убитого зверя, для скотовода – мясо домашнего скота, для земледельца – основные сельскохозяйственные продукты. Так для славян двумя сакральными продуктами были хлеб и соль. Слившееся воедино хлеб-соль стало олицетворением обильного угощения, гостеприимства, радушия.

Нарушить обычай, не усадить пришедшего в дом за стол, где всегда наготове хлеб и соль, считалось непозволительным, точно так же, как и отказаться от приглашения. «От хлеба и соли сам царь не отказывается». Проявление гостеприимства и его приятие были залогом дружбы, доверия для участников обряда.

Вкусивший хлеб-соль не мог причинить вреда тому, кто его преподнес. «Ты забыл мой хлеб да соль», — самый больший упрек, какой только можно было нанести неблагодарному.

Какое застолье без хлеба-соли! А какая свадьба без них! Свадебный каравай с солонкой – пожелание благополучия, богатства и полноты, а также защита от враждебных сил и влияний, которым столь подвержены жених и невеста во время перехода из одного статуса в другой.

Без хлеба и соли не обойтись во время строительного обряда дома и новоселья. Какой дом без хлеба-соли, без достатка, без оберега от нечисти. Считалось, что одним только упоминанием хлеба-соли можно отогнать злых духов: священные слова «Хлеб да соль» непременно произносили, если кого-то заставали за едой, ими же заканчивали прием пищи.

Пищевая ценность различных видов хлеба

Восемь уникальных техник и традиций выпечки хлеба со всего мира:

  • Багет: французский хлеб из муки, вода, дрожжи и соль. Тесто раскатывают в длинную и тонкую форму и выпекают, пока оно не станет хрустящим снаружи и мягким и жевательным внутри.
  • Лаша: ближневосточный хлеб, приготовленный из пшеничной муки, воды. , дрожжи и соль. Тесто раскатывают в плоскую круглую форму и выпекают при высоких температурах, создавая карман, который можно заполнить различными ингредиентами.
  • Закваска: классический американский хлеб, приготовленный путем брожения. тесто с натуральными дрожжами и бактериями. Тесто имеет уникальный острый вкус и плотную текстуру.
  • Чапати: популярная индийская лепешка, приготовленная из цельнозерновой муки, воды и соли. Тесто раскатывают в круглую форму и готовят на сковороде, пока оно не поднимется.
  • Тортилья: мексиканская лепешка из кукурузной или пшеничной муки, воды и соли. Тесто раскатывают в тонкий круг и готовят на сковороде, пока оно не станет мягким и податливым.
  • Баоцзы: китайский паровой хлеб с начинкой из мяса, овощей и других начинок. Тесто готовят из муки, дрожжей, сахара и воды, а затем скатывают в небольшие шарики, а затем наполняют и готовят на пару.
  • Маца: еврейская пресная лепешка из муки и воды. . Его едят во время праздника Пасхи как напоминание об Исходе из Египта, а также о страданиях и спешке еврейского народа в то время.
  • Роти: лепешка из Юго-Восточной Азии, приготовленная из мука, вода и масло. Тесто раскатывают в тонкий круг и жарят на сковороде, пока оно не станет хрустящим снаружи и мягким внутри.

Хлеб как продукт Символ поддержки и выживания

Просфора

Итак, просфорá. Тесто её состоит из трёх компонентов — в честь Святóй Трóицы и в память о трёхчáстности нашей души́: из муки́ (с мучною естественной заквáской), воды́ и соли. Об этом пишет блаженный Симеон, архиепи́скоп Солýнский. Заквáска, дающая тесту жизнь, — символ одушевлённости тéла Христóва, а соль — óбраз разýмности Егó человеческой души́. Дрéвний ерети́к Аполинарий Лаодики́йский убрал заквáску и соль из просфóр, поскольку учил, будто человеческих души́ и рáзума у Христá Спаси́теля нет, а вместо них — Божествó. Но Церковь Святáя исповéдует Христá совершéнным Бóгом и совершéнным Человеком, с разýмной душóю. Поэтому и аполинариевы опреснóки Церковь отвéргла. Римская же церковь вновь возродила практику еретикá Аполинария и служит на прéсных лепёшках, но И́стинная Христóва Церковь сохраняет святýю дрéвность, принося на литурги́и совершéнный хлеб (квáсный и осóленный), символизирующий совершéнство человеческой природы Спаси́теля.

Современные люди обычно не знают даже того, как выглядит естественная заквáска, тем пáче не умеют ею пользоваться, а между тем она даёт гораздо лýчшее тéсто, нéжели заводские дрóжжи.Поскольку об этом просят многие свящéнники и просви́рники, помещаем примерный рецепт приготовления заквáски и тéста для просфóр:

Антидор: как и где принимать

В переводе с греческого антидор означает вместодарие, как уже говорилось выше, это кусочки просфоры, из которой был вынут Агнец. Священные кусочки антидора взяты из просфоры копьем и означают дары или Священные тайны. Из большой просфоры вырезается агничная часть, а из обрезков формируется антидор.

Для принятия антидора из рук священнослужителя существует целый ритуал. Перед принятием святого хлебца руки следует сложить крест — накрест, при этом правая рука лежит сверху, слегка наклонившись, надо поцеловать руку батюшки, подающую антидор. Вкушается антидор в храме, в величайшем благоговении, как часть жертвы Иисуса Христа, получившей освящение Небес после приношения на алтарь.


Антидор — частицы, вынутые на проскомидии

Церковный обычай раздачи кусочки просфоры после Литургии и причастия относится к седьмому веку. Это правило было установлено на Девятом Камнетском Соборе, который проходил в Галлии. В первые года после смерти Иисуса люди причащались каждый день, потом это действие начало происходить намного реже.

Как правило, в настоящее время большинство православных приходит к Таинству Причастия во время больших постов. Чтобы не лишить остальных прихожан благодати разделить хлеб с Агнцем, священство установило антидор, блюдо с порезанными на маленькие кусочками краями основной просфоры. Отсюда и название, антидор — дар для тех, кто давно не участвовал в Евхаристии.

Когда же раздается артидор в храме?

По Уставу Церкви священник должен раздавать антидор во время молитвы при исполнении Псалма 33, после принятия причастия.

Важно знать, что антидор принимается натощак, такой маленький утренний пост. Антидор никоим образом не заменяет Святую Кровь и Тело Иисуса Христа

При его принятии читается одна молитва — прошение на благословение употребления святой воды и кусочка просфоры

Антидор никоим образом не заменяет Святую Кровь и Тело Иисуса Христа. При его принятии читается одна молитва — прошение на благословение употребления святой воды и кусочка просфоры.

Культ плодородия и культ хлеба как часть его.(Оглавление статьи.)

Печеный хлеб можно рассматривать как результат годовых усилий людей.

Итак, выращивание зерна стало основой оседлого существования больших коллективов людей. Это имело свои положительные и отрицательные стороны. К положительным надо отнести обеспеченность пищей, основы для дальнейшего развития и процветания. К отрицательным — зависимость от урожая и погоды. Неурожай влечет за собой голод и смерть.

Урожай зерновых в большой степени зависел от погодных условия. Человек мог распахать поле, посеять зерно, но не мог приказать дождю пойти вовремя.
Поэтому возникает культ плодородия, в котором Мать -сыра земля является центром плодородия и родит все живое. В магической системе мира людей возникают ритуалы предназначенные обеспечить рождение урожая. У народов, живущих сельским хозяйством, культ плодородия становится основным, центральным. Именно на нем сосредотачивается вся ритуальная деятельность, потому что именно он должен обеспечить достаточный для дальнейшего существования урожай.

Конечным продуктом многомесячной цепочки по выращиванию зерновых является выпеченный хлеб.
Хлеб это овеществленный результат всех усилий. Именно ради хлеба совершались все усилия. Поэтому в рамках общего культа плодородия возникает культ хлеба — обожествленное почитание этого продукта включало в себя комплекс магических действий, которые должны были обеспечивать будущий урожай.

Культ плодородия вместе с культом хлеба имел место во всех культурах, которые занимались выращиванием зерновых, хотя и мог различаться внешними ритуалами.

Исторические корни символа хлеба

Хлеб в древних цивилизациях

Символ хлеба имеет древние корни. Уже вдревности хлеб был одним из главных продуктов питания для людей. В древней Греции и Риме хлеб имел особое значение и относился к сакральным предметам. Жрецы производили его на специальных пекарнях и использовали в ритуалах. В древнем Египте хлеб упоминается в пирамидальных текстах и сопровождал фараонов на их последнем пути.

Хлеб в религии

Хлеб также играет важную роль в ряде религий, включая христианство, иудаизм и ислам. В христианстве особое значение имеет причастие хлебом и вином во время ежедневной литургии. Символическое значение хлеба заключается в том, что он представляет тело Христа. В иудаизме хлеб упоминается также как ценный продукт и сапер, который помогает избежать голода. В мусульманской культуре хлеб играет важную роль на протяжении всей жизни и в традиционных обрядах и праздниках.

Хлеб в народных обычаях

Хлеб имеет также свое место в традиционных народных обычаях. Например, во многих странах существует привычка вынимать первый кусок из буханки и положить его на стол, для призыва богов оберегать дом и процветание хозяйства. В России традиционным элементом было и остается приглашение гостей на «хлеб и соль», которое связывается с желанием поделиться с близкими наилучшим.

Рецепт пшеничного хлеба на опаре без дрожжей

Время подготовки: 13 часов. Время приготовления: 1 час. Уровень сложности: простой.

Решение какую муку использовать при приготовлении хлеба всегда остается за хозяйкой. Для тех, кому не по нраву кисловатый вкус ржаного хлеба, можно смело при таких же пропорциях делать закваску на пшеничной муке и выпекать из нее же хлеб. Но чтобы не повторять одинаковый рецепт, но с другой мукой, можно приготовить другой вариант хлеба. Для него потребуется закваска и опара.

Чтобы приготовить пшеничный хлеб, потребуется:

  • пшеничная мука – 450 гр. (плюс для обсыпки 20-30 гр.)
  • вода комнатной температуры – 330 мл;
  • соль – 1,5 ч. л.;
  • опара

Для опары понадобится следующее:

  • закваска – 20 гр.;
  • вода теплая – 100 мл (но не кипяток);
  • мука пшеничная – 100 гр.

Заранее следует начинать готовить с опары. Ей потребуется около 10 часов настаиваться.

Пошаговое приготовление:

Смешать все ингредиенты для опары до однородности и без комков. Накрыть и убрать настаиваться при комнатной температуре

Следует обратить внимание, что она сильно поднимется, поэтому емкость использовать надо гораздо большую по объему.
Воду для теста смешать с опарой, добавить соль и всыпать просеянную муку.
Замешивать тесто можно руками, а можно использовать кухонный комбайн.
Не надо пугаться, оно будет липким, но податливыми.

  1. Оставить тесто в накрытой миске подниматься примерно на часа 2.
  2. Застелить противень пергаментом и слегка присыпать мукой.
  3. Сформировать форму желаемого хлеба, накрыть полотенцем и оставить еще на 1 час.
  4. Разогреть духовку до 2300С и выпекать 10 минут, затем понизить температуру до 200 и готовить еще 30 минут. Это придаст равномерное приготовление и невероятную корочку хлебу.

По истечении времени хлеб достать из духовки и дать ему остыть. Он получается хрустящим снаружи, воздушным с большими порами внутри.

Хлеб и каша — главные символы русского застолья

Хлеб

Жертва. Ритуальный хлеб. Куличи. Блины. «Ешьте мою плоть и пейте мою кровь», — сказал Христос.

В христианских храмах во время Священной Евхаристии вкушали «Священную жертву», частицы ритуального хлеба, погруженные в вино.

Хлеб символизирует Плоть, а вино — Кровь Христову. Это также означает «пищу единой Церкви».

Человек, который правильно подготовился к таинству Евхаристии, получает при этом питание духовное, которое может полностью преобразить его существование.

Значение еды. С древних времен еда связана с идеей жертвы. Освящение плодов в храме — это традиция «десятина Богу». Последний сноп в славянских странах оставляли на ниве — для хозяйки поля (козы).

Предложение пищи богам — символ покорности. Запрет многих традиций пить кровь убитого животного был связан с предназначением этой части Богу. Постепенно жертвы приобретали символические формы.

В роли кровавой жертвы у христиан выступало красное вино, а в роли агнца — хлеб.

Значение еды. Ритуальные «хлебы» — пироги, блины- посвящались культу предков. Пирог королей западноевропейских стран готовится на Рождество.

Сам пирог ассоциировался с телом Христа — рыбой, и украшался плетенкой — символ сети, в которую можно поймать эту рыбу.

Особые пироги, украшенные спиралевидными орнаментами, «глазами», также предназначался для поминания.

Девушка — невеста при прощании с подругами на свадьбе, выходя из их возрастной группы, подает им блины. Мать невесты угощает зятя блинами.

В неделю Масленицы (праздника провода зимы) в четверг также приходят к теще на блины, что для последней является символическим поминанием ушедшей в другую семью дочери.

Значение еды. Хлеб — символ стабильности, определенного состояния. Процесс приготовления свадебного хлеба (то есть превращения сырого теста в выпеченный каравай) символизировал переход невесты в статус молодой женщины.

Хлеб раздавали только после обрядов признания новобрачных молодыми (сейчас — после возвращения молодых из ЗАГСа или церкви).

Особое место занимают пироги в форме рыбы («рыбники») и рыбные блюда. Как уже говорилось, рыбники украшают узорами в форме глаз и в форме сетки.

Это символы «попавшей в сети рыбы», один из христианских, атрибутов поминального стола.

Кулич — один из древнейших ритуальных хлебов. Его изготовление посвящалось празднику весны и плодородия. Кулич олицетворял мужское начало.

Ему придавалась соответствующая форма. Кулич должен был затвердеть и «подойти», то есть увеличиться в размерах. Если тесто для кулича «падало» — это считалось очень дурной приметой.

Верхушка готового кулича покрывали белым кремом или взбитыми белками, на него высыпали зерна подкрашенного проса. Рядом клали два крашенных яйца.

В христианстве считалось, что человек, получивший Причастие, освящает в этот день всю пищу, к которой прикасается.

Поэтому ее нельзя выбрасывать таким образом, чтобы ее могли съесть нечистые животные (собаки или свиньи).

То же самое относилось и к обрядовой, например, пасхальной еде. Кусочки освященных куличей и яйца мог получить домашний скот, но не свиньи и не собаки.

Каша

Кашей завершалась любая большая работа (сев, жатва, постройка дома и так далее). Поговорка «С ним каши не сваришь» характеризует человека как несговорчивого, плохого напарника по работе.

Молодоженов в России — уже после обряда венчания — кормили кашей. Она означала переход в другой социальный статус, символизировала рождение семьи.

Кутья, каша из цельных зерен, была обязательным угощением на похоронах и поминальных обрядах. Крестным матерям на Рождество их крестники также носили кутью.

Рецепт ржаной закваски

Во времена Руси закваску люди делали, используя хмель, солому и злаковые культуры. В некоторых деревнях по сей день сохранились традиционные рецепты.

Но современные хозяйки для ее приготовления используют лишь два ингредиента.

Необходимо быть готовым, что процесс длительный, хоть и несложный, не требующий больших трудозатрат.

Итак, потребуется следующее:

  • ржаная мука – 125 гр. (именно ей отдавали предпочтения на Руси);
  • вода теплая – 125 мл.
Время приготовления: 5 суток
Уровень сложности: простой

Понадобится банка размером не менее, чем литровая.

Пошаговое описания подготовки закваски для хлеба:

  1. В банке смешать 25 гр. муки и 25 мл теплой воды. Поставить в темное место при комнатной температуре на сутки.
  2. За это время смесь уже начнет работать и ее потребуется подкормить. Для начала следует выкинуть половину массы. Далее добавить такое же количество обоих ингредиентов, вновь перемешать и оставить при таких же условиях еще на сутки.
  1. На третьи сутки она будет активно пузыриться и появиться неприятный запах. Значит все делается правильно.
  2. Повторять процедуру из второго шага еще двое суток.
  3. Готовая закваска пахнет кисломолочным ароматом, имеет крупные пузыри и увеличилась в два раза.
  4. Далее хранить ее необходимо в холодильник и доставать только при выпекании хлеба.

Упоминания в Библии

Первое упоминание о хлебе в Библии встречается уже в третьей главе книги Бытия, наказывая Адама за съеденный запретный плод, Бог говорит ему:

«в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:19).

Отпуская, по наущению Сарры, служанку Агарь, Авраам дает ей в дорогу хлеба и мех воды:

«Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее» (Быт.21:14).

Когда к Аврааву явился Господь, в образе трех мужей, тот сказал Сарре замесить лучшей муки и испечь для них пресные хлеба:

«а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите ; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал : поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы» (Быт.18:5-6).

Хлеб в религии

Хлеб — важнейший продукт питания у всех народов, возделывающих зерновые культуры и освоивших хлебопекарное дело. В Древнем Египте были известны около 40 видов хлеба, а в формулах жертвоприношения по усопшим говорится о «хлебе и пиве» как основной пище в потустороннем мире. По народной традиции хлеб не резали, а ломали, и преломление хлеба в переносном смысле обозначало «есть вместе», принимать пищу.

В религиях мира хлеб выступает символом всякой пищи и трудов, необходимых для существования человека. По количеству упоминаний о хлебе в Библии, среди растений он стоит на первом месте. В книге Бытия он упоминается раз, в Евангелиях — 88, Псалтири — 23 раза. «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3:19), некогда сказал Бог Адаму. В христианстве хлеб играет центральную роль в таинстве Святого Причастия. В иудаизме пресный, то есть изготовленный без дрожжей, хлеб употребляется на Праздник Песах — Иудейскую Пасху. Согласно христианскому богословию, оба обычая тесно связаны между собой, так как именно во время празднования еврейской пасхи, на Тайной Вечере, Христос преломил хлеб, положив этим начало таинству Евхаристии. В молитве «Отче наш» есть слова: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Иисус Христос называл Себя «хлебом жизни», говорил: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6:48–54). Хлеб, состоящий из многих зерен, олицетворяет собою Церковь — Единую при множественности ее членов. Хлеб участвует в религиозных обрядах и таинствах. «Хлебы предложения» — священные хлебы, предназначенные Господу. Во время Тайной вечери «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:20–28) .

Запретов стало меньше?

С приходом христианства запретов, связанных с хлебом, стало немного меньше, но все-таки они не исчезли, сохраняясь в крестьянской среде в виде суеверий, узнавая о которых можно лишь удивляться изобретательности человеческого ума и нашей способности всего боятся.

Филолог из Кургана Екатерина Владимировна Рычкова в работе «Пищевые предписания и запреты в религиозно-обрядовой культуре старообрядцев Зауралья» упоминает оригинальные суеверия, связанные с хлебом. Например, старообрядцы хлеб не резали, как и язычники, но связано это было уже с тем, что «хлеб резать, это как Христа резать», поэтому хлеб ломали руками.

Хлеб нельзя было класть на круглую тарелку, потому что на такое блюдо в евангельские времена положили отрезанную голову Иоанна Крестителя.

Запрещалось есть хлеб, макая его в соль, якобы потому, что на Тайной Вечере Христос обмакнул хлеб в соль, прежде чем подал его Иуде – таким образом, кто ест хлеб, макая в соль, тот «Христа предает».

Разумеется, любой вам священник скажет, что все это – лишь суеверия, которых верующий христианин не должен бояться.

« Развенчание: в каких случаях церковь может разрешить развод в венчанном браке

Хлеб как символ жизни и изобилия

Хлеб имеет глубокие символические значения во многих религиях и культурах, часто представляя собой символ жизни и изобилия. В разных верованиях хлеб связывается с рядом важных концепций, таких как благословение, дар от богов и единая пропитание.

В христианстве, например, наиболее известным символом хлеба является Евхаристия, священный обряд, в котором верующие принимают символический хлеб и вино, представляющие тело и кровь Иисуса Христа. Акт принятия Евхаристии считается священным и связанным с идеей единства верующих и духовной пищи.

В древних мифологиях и религиях, хлеб также связывается с понятием изобилия. В античной Греции, например, некоторые боги, такие как Деметра, богиня плодородия, были неразрывно связаны с хлебом и земледелием. У этой богини был свой собственный обряд — Тельферия, в котором благословлялась пшеница и приготовление хлеба. Этот обряд сопровождался пение хора и танцы.

Хлеб также считается даром от богов во многих культурах. В еврейском исламском и христианском вероисповеданиях хлеб является одним из основных продуктов во время религиозных праздников и церемоний. Хлеб также упоминается в многих священных текстах разных религий, часто сопровождаясь сценами чудесного умножения хлеба или раздачей хлеба бедным.

Однако, значение хлеба в религиозных обрядах и символике может варьироваться в зависимости от конкретной веры и культуры

Но во всех случаях хлеб остается мощным символом жизни и изобилия, связывающим людей с божественным и подчеркивающим важность единства и сплоченности в вере

Хлеб в эзотерике

Из магических орудий хлеб связан с диском (пантаклем) и соответствует стихии Земли. В качестве причастия хлеб используется в некоторых викканских праздниках, а в традиции Телемы хлеб (Хлебы Света) используют в Гностической мессе и Мессе Феникса.

Алистер Кроули в «Книге 777» соотносит хлеб с 20-м путем Древа Жизни, буквой Йод иврита и арканом «Отшельник». Он пишет:

Хлеб — натуральный продукт, символ земного плодородия; в таинстве причастия он означает «всякое слово, исходящее из уст Господа» (Втор. 8:3) .

Также, Кроули соотносит его с путем 32-бис, которому соответствует греческая богиня злаков Деметра, буква Тав иврита и аркан Вселенная, а кроме того — с сефирой Малкут .

Хлеб является одним из предметов, который находится в масонской Камере размышления, где в сочетании с чашей с водой или вином символизирует человеческое существование, а в сочетании с закваской — духовное преображение соискателя (хлеб означает телесность, а закваска — духовность).

Блюдо с хлебом и солью находится на алтаре при посвящении в степень Неофита в Герметическом ордене Золотой Зари.

Использование хлеб как метафора в литературе и популярной культуре

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кулинарный Хуторок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: